РМО учителей истории и обществознания г.Лысьва

Пермский край


Главная | Мой профиль | Выход
Суббота, 27.04.2024, 12:48
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание на уроках истории

 

Тихонова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания

                                  средней школы №1 г.Данилова

       История – форма и средство познания действительности. Но эта действительность неоднозначна. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

       При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. Стараюсь разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль.

       По теме «Гражданская война» в 9 классе ребята изучают местный краеведческий материал, выясняют причины колебаний крестьянства, дают историческую оценку деятельности отрядов «зеленых» под  руководством К. Озерова в 1919 – 1920 гг. в Даниловском уезде. Сообщаю, что 6 ноября 1997 года на станции Путятино, что в 15 км от Данилова, состоялось торжественное открытие памятного креста на месте захоронения в 1919 г. жертв гражданской войны. В те окаянные дни помимо контрреволюционной группы под руководством Озерова смерть настигла невинных. Место братской усыпальницы в 1992 г. показала местная жительница, брат которой был расстрелян и похоронен в этой могиле. Пришло время вспомнить всех сынов России независимо от их мировоззрения. До недавнего времени мы знали историю советской власти в стране, написанную самой властью. А ведь есть другой взгляд на события, есть свидетельства современников. Ребята приводят воспоминания односельчан главаря бандитов и дают собственную оценку озеровского движения, сопоставляя, как  оно характеризовалось в советской литературе и как о нем говорят люди, знающие Озерова.

     Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.

    Идет урок в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади». Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца «Восстание декабристов на Сенатской площади». Я описываю ее: «Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой».

       Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов.  Гремит на уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.

        Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ, свою землю, играют уроки, посвященные вопросам развития культуры России. В 6 классе на уроке «Культура Древней Руси» ввожу учащихся в мастерские ремесленников Киева, Новгорода, рассказываю о том, что замечательные древние умельцы за 200 лет до ремесленников Запада научились выделывать из 18 000 – 20 000  колец прекрасные кольчуги, приобретавшиеся французскими рыцарями за большие деньги. А так называемые «русские» мечи, имевшие удивительные и редкостные узоры, пользовались широким спросом на рынках Византии, Средней Азии и Европы. В Чехии лучшими считались замки русской работы.

       Затем спрашиваю, насколько была распространена грамотность в Западной Европе. А дальше веду речь о раскопках в Новгороде, где были найдены берестяные грамоты. Работаем с документами, зачитывая их тексты. Дети приходят в  восторг, когда знакомятся с «дразнилкой», сочиненной забиякой, чтобы позлить своего товарища. Надо же! В Западной Европе основная масса феодалов и даже некоторые короли были неграмотны, а в древнем Новгороде маленькие дети ходили в школу и писали друг другу обидные записки.

         Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе  дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него  достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь».  Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки.

        Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово «чести» - честное слово.

         Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи, предполагающие усвоение знаний о нравственной стороне трудовой деятельности -1 уровень, требующие дать оценку трудовой деятельности людей, сформулировать оценочное суждение под руководством учителя -2 уровень, побуждающие дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора -3 уровень.

         На уроке истории России в 6 классе по теме  «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Я опираюсь на знания детей о героях русских былин из курса литературы. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие»  предлагаю текст:

« В былине об Илье Муромце сказано, что его первым подвигом был не военный, а хлебопашеский. Когда пошел Илья ко родителю на работу, на ту, на крестьянскую:

Он дубы – колоды все повырубил,

Во глубоку реку все повыгрузил.

Расчистил поле для посева хлебов».

          Ставлю вопросы:

1.Почему в былине на первое место поставлен не военный подвиг, а хлебопашеский?

2. Почему работа богатыря приравнена к подвигу?

3. Какими качествами надо обладать, чтобы ее выполнить?

4. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду.

          Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.

         Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 – 16 вв. При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача. Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий метал по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», - был ответ первопечатника.

       Предлагаю ответить на вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову? Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит.

      К  урокам иногда,  следуя совету  Лизинского М. Н., использую  эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком – нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.

        На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории.

    

      Литература:

Барташева Н. А., Воронина М. В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, - 1995, № 20.

Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 1997, №1

Гончарова Т. И. Уроки истории – уроки жизни. М.: Педагогика, 1986.

Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2002.

Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 1989, № 5

 Разбегаев Л. П. Познавательные задачи и формирование нравственности. // Преподавание истории в школе, 1987, № 3

      

    

Категория: Мои статьи | Добавил: Лада (17.02.2011) | Автор: Полунина Лада
Просмотров: 2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz